Модернизация АСУ ТП транспорта газа ГОФО-2/Ямал
Кутыгин И.А., Еремин Н.А., Басниева И.К.


ООО «Информтрансгаз», ИПНГ РАН, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Развитие и совершенствование автоматизированных систем управления технологическими процессами на газотранспортных предприятиях на базе платформенных программных продуктов является актуальной задачей. АСУТП ГОФО-2 представляет собой одну из крупнейших в мире автоматизированных систем управления технологическими процессами транспортировки газа. Программно-аппаратный комплекс является открытым и гибким инструментом для решения задачи продления срока службы АСУТП ГОФО-2, которая позволит снизить вложения и минимизировать риски. Инновационное развитие газотранспортной системы (ГТС), внедрение новых технологий и усложнение используемого оборудования способствует усовершенствованию автоматизированных систем управления технологическими процессами.
Автоматизированная система управления технологическим процессом газотранспортных систем (АСУТП) ГОФО-2/Ямал (Система) является крупнейшей в ПАО «Газпром» автоматизированной информационной системой контроля и управления объектов транспортировки и газа, где ГОФО (GOFO (GazOduc D & Apos; Urengoy – Frontière Ouest) складывается из названия «Газопровод
Уренгой — западная граница». Комплекс сочетает в себе открытость и гибкость для масштабирования и интеграции новых программных приложений, высокий уровень надежности и резервирования, большой потенциал развития функциональных возможностей и является неотъемлемой частью диспетчерского управления газотранспортной системой (ГТС). АСУТП надежно и без сбоев обеспечивает управление транспортировкой газа потребителям.
АСУТП ГОФО-2/Ямал представляла собой целостную платформу многоуровневой автоматизированной системы, обеспечивающей контроль состояния и управление технологическим оборудованием газотранспортных систем с выводом данных на экраны автоматизированных рабочих мест операторов и видеостену. Многоуровневый диспетчерский комплекс построен на принципах системы реального времени SCADA в составе единых диспетчерских рабочих мест, включая комплексы сбора и средства обработки информации на базе серверов. Содержит современные инструменты хранения, анализа и обработки больших объемов информации, управления базами данных, их взаимодействия, сбора и предоставления данных пользователями.
Система обеспечивает вертикальную и горизонтальную интеграцию всех систем диспетчерского управления и систем локальной автоматики в режиме реального времени. Горизонтальная интеграция обеспечивает обмен информацией между линейными производственными управлениями (ЛПУ), а также с граничными газотранспортными центральными диспетчерскими пунктами (ЦДП).
Архитектура Системы включает в себя следующие основные подсистемы (рис. 1):
  • двухуровневая интеграционная платформа, которая обеспечивает выполнение функций сбора и первичной обработки информации из подсистем нижнего уровня;
  • диспетчерский сегмент, реализующий основные функции анализа и предоставления данных пользователям;
  • хранилище, которое осуществляет хранение всей информации, необходимой для реализации функций оперативно-диспетчерского контроля и управления в соответствии с единой объектно-ориентированной моделью данных, описывающей деятельность предприятия (разработчик ООО «Информтрансгаз» (ООО ИТГ);
  • подсистема администрирования, предназначенная для контроля, настройки и управления функционированием аппаратных и программных средств АСУТП в оптимальном режиме.
Первый уровень управления — центральный диспетчерский пункт Системы
Обеспечивает информационное взаимодействие со всеми филиалами (ЛПУМГ), входящими в структуру (рис. 1).
Рис. 1. Многоуровневая система диспетчерского управления на базе АСУТП ГОФО-2/Ямал

Программное обеспечение Системы ЦДП выполняет следующие технологические функции:
  • мониторинг объектов магистральных газопроводов в реальном времени;
  • оперативный контроль и анализ режима работы ГТС;
  • информационная поддержка диспетчерских и производственных служб аппарата управления Общества и ЛПУМГ;
  • автоматическое формирование оперативных данных в реальном времени для ЦПДД;
  • передача информации смежным газотранспортным обществам в реальном времени;
  • архивирование положения кранов ГТС;
  • автоматическое формирование оперативных данных для «Автоматизированного журнала диспетчера ЦДП»;
  • накопление и хранение технологических данных, полученных от внешних систем сбора информации;
  • передача сообщений на уровень
  • ЛПУМГ и ЦДП (электронная почта);
  • автоматическая подготовка данных для расчета режима работы ГТС с использованием «Комплекса моделирования и оптимизации» с передачей по интернету расчетной информации в ЛПУМГ;
  • диагностика работоспособности всех информационных компонентов Системы;
  • администрирование Системы.
Комплекс программно-технических средств Системы ЦДП состоит из следующих компонентов:
  • сервер Системы супервизорного контроля и сбора данных в реальном масштабе времени SCADA, обеспечивающий подключение к диспетчерской ЛВС Общества и к системам технологического управления ЛПУМГ;
  • АРМ диспетчер Общества на базе трех рабочих станций;
  • АРМ инженер-технолог на базе двух рабочих станций;
  • сетевое и вспомогательное оборудование диспетчерской ЛВС Общества;
  • стандартные пакеты программного обеспечения диспетчерской ЛВС ЦДП;
  • прикладные программы и отображение информации.
Рис. 2. Структура подсистемы SCADA Системы

Центральным элементом архитектуры является база данных реального времени SCADA-системы (рис. 2), которая обеспечивает:
  • ведение большой базы данных реального времени со сложной обработкой информации;
  • стыковки с различными средствами автоматизации ГТС и возможностью подключения новых систем управления;
  • многозадачную обработку;
  • многопользовательскую работу, поддержку большого числа АРМ и «кликлиентов»;
  • ведение «глубокой» ретроспективы.
База данных реального времени представляет собой не просто иерархическую, а объектно-ориентированную иерархическую базу данных. Поддержка объектного подхода позволяет оперировать данными с использованием современных технологий объектно-ориентированного проектирования и программирования, что давно уже стало стандартом построения сложных систем.
На уровне ЦДП функционирует «Платформа разработки программного обеспечения» для поддержки и развития системы диспетчерского управления. Платформа ПО состоит из следующих компонентов:
  • сервер поддержки прикладной системы «Конфигуратор» и двух терминалов специалистов по конфигурации;
  • стандартный пакет ПО АРМ «Конфигуратор», SCADA-системы;
  • сервер разработки программных средств и терминалов специалистов по разработке программ;
  • стандартный пакет ПО АРМ по разработке программных средств;
  • сетевого и вспомогательного оборудования ЛВС-платформы по производству программных средств.
Второй уровень управления — диспетчерский пункт ЛПУ АСУТП ГОФО-2
Взаимодействует с локальными системами автоматики (СА) (рис. 1) и обеспечивает контроль и управление объектами газотранспортной системы. Система обеспечивает интеграцию разнотипных средств автоматизации объектов газопроводов. Существуют хорошо отработанные методики расширения набора скан-задач при подключении новых систем автоматики и реализации новых программных протоколов обменов с ними.
Особое внимание уделяется вопросам эксплуатации Системы. Специалисты Обществ осуществляют эксплуатацию, администрирование и развитие АСУТП ГОФО-2/Ямал как в администрации, так и в ее филиалах в части обеспечения бесперебойной работы.
Свыше 15 лет ООО «Газпром трансгаз» (Москва, Нижний Новгород и Саратов) привлекает ООО «ИТГ» для технического обслуживания Системы, а также для проведения ремонтных работ и развития программного обеспечения. Администратор Системы и специалисты ООО «ИТГ» регулярно анализируют системный журнал администратора и ситуаций, приводящих к ошибкам функционирования программных и технических средств Системы, устраняют причины возникновения нештатных ситуаций. Разрабатывают методики и патчи для оперативного исправления или нейтрализации ошибок в исполняемой программе. Обеспечивают поддержание базы данных реального времени в актуальном и работоспособном состоянии. Восстанавливают информационное взаимодействие при возникновении сбоев. Выполняют необходимые доработки программного обеспечения при применении новых серверов с различными версиями операционной системы, а также осуществляют перенастройку программно-технических средств Системы при изменении конфигурации базовых программных средств. Проводят работы по повышению отказо-
устойчивости Системы, расширению и совершенствованию функциональных возможностей Системы в соответствии с требованиями пользователей. Осуществляют консультации и обучение пользователей работе с Системой, с внедряемыми программными средствами, приемам и навыкам работы на рабочих станциях.
Ремонт технических средств осуществляется путем восстановления неисправного оборудования и установки нового оборудования на объектах. Впервые в практике создания автоматизированных систем управления в ПАО «Газпром» разработчик Системы передал пользователям в полном объеме тексты программ, что позволило получить полную независимость от разработчика при сопровождении и совершенствовании Системы. Газотранспортные общества и ООО «ИТГ» являются правопреемниками программного обеспечения АСУТП ГОФО-2/Ямал.

Одним из важных элементов архитектуры Системы является реляционная технологическая база длительного хранения (ТБДХ), которая обеспечивает организацию архивов данных о технологических и производственных процессах. По сути Система является в современных терминах «Цифровым двойником ГТС»
в границах объектов, так как информационная модель, представленная данными в ТБДХ, стала виртуальным аналогом реального объекта, который в своих ключевых характеристиках дублирует характеристики ГТС и способен воспроизводить режим его работы в различных ситуациях. Для воспроизведения режимов работы ГТС выполнена интеграция ТБДХ с комплексом моделирования и оптимизации. Это обеспечивает проведение расчетов как фактического режима работы, так и прогнозирование режимов транспорта газа и газопотребления. Систему отличает высокая надежность: так, уже более 20 лет она работает на объектах в круглосуточном режиме практически без сбоев. Это связано, в первую очередь, с надежностью работы программно-технических средств, удаленного централизованного администрирования как верхнего, так и нижнего уровня. Централизованная параметризации объектов ГТС и эксплуатационного обслуживания позволяет обеспечить когерентность баз данных и оперативность устранения сбоев оборудования. При этом немалую роль играет эффективная организации работ по обслуживанию АСУТП ГОФО-2/Ямал [1–4].
Основной отличительной особенностью АСУТП ГОФО-2/Ямал является то, что это единственная в отрасли «большая» многоуровневая распределенная система управления технологическими процессами ГТС. Ее выделяют наличие единой платформы разработки, удаленного централизованного администрирования, система централизованной параметризации объектов газопроводов и эксплуатационного обслуживания, наличие банка программных интерфейсов к системам автоматизации различных производителей, открытость для конечного пользователя, так как поставлены все исходные тексты программных приложений вместе со средой разработки. Гибкость архитектуры Системы позволяет производить легкое масштабирование в соответствии с реальными потребностями пользователей.
В настоящее время большая часть оборудования Системы морально и физически устарела и выработала свой ресурс, пользователь проводит планомерные работы по замене вышедшего из строя комплекса технических средств. Для восстановления ресурса оборудования и подтверждения существующих характеристик АСУТП ГОФО-2/Ямал целесообразно выполнить работы по капитальному ремонту Систем. Модернизация Системы, на наш взгляд, должна предусматривать выполнение следующих основных работ:
  • создание платформы для испытаний модернизированной Системы в соответствии с регламентом (повышения глубины импортозамещения ПТС, обеспечения соответствия образцов требованиям);
  • переход Системы уровней ЦДП и ЛПУМГ на новую аппаратную платформу;
  • переход на новую версию операционной системы;
  • модернизация прикладного программного обеспечения Системы и базового программного обеспечения;
  • повышение быстродействия Системы;
  • внедрение системы публикации данных «Веб-монитор ИТГ»;
  • расширение функциональных возможностей Системы в части расширения круга режимно-технологических задач;
  • разработка программных методов обнаружения и корректировки недостоверной информации в автоматизированном режиме;
  • реализация системы обеспечения информационной безопасности Системы, соответствующей требованиям
  • ПАО «Газпром»;
  • устранение аномалий, выявленных за период эксплуатации Системы.
В условиях ограниченного финансирования для определения приоритета выполнения работ по капитальному ремонту необходимо разработать основные критерии и оценку функционирования систем
АСУТП ГОФО-2 на объектах Об с учетом следующих критериев:
  • загруженность контролируемых технологических объектов;
  • количество неполадок/отказов Системы;
  • количество информационных каналов Системы;
  • количество подключенных систем автоматизации.
Для ранжирования выполнения работ по капитальному ремонту могут быть рекомендованы методы оптимального планирования вывода оборудования в ремонт на основе специальных алгоритмов многофакторной оптимизации, учитывающих предиктивный анализ состояния оборудования, регламент работ, доступность бригад и материалов, а также прогноз загруженности оборудования на основе алгоритмов машинного обучения. По итогам ранжирования систем выполнение работ объектов капитального ремонта может быть распределено по годам.

Кутыгин И.А., Еремин Н.А., Басниева И.К.

ООО «Информтрансгаз», Москва, Россия, Институт проблем нефти и газа РАН, Москва, Россия, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия

itg@informtransgas.ru
В ходе данной работы выстроены основные направления по модернизации автоматизированной системы управления технологическим процессом транспорта газа ГОФО-2/Ямал в части безударного перехода на новый комплекс технических средств для интеграции информационных и кибернетических процессов и создания единого информационного пространства.
В основе модели безударного перехода лежит метод интеграции существующей на уровне ЦДП объектно-ориентированной иерархической базы данных SCADA в модернизированную систему.
Для ранжирования выполнения работ по капитальному ремонту использованы методы оптимального планирования вывода оборудования в ремонт на основе специальных алгоритмов многофакторной оптимизации, учитывающих предиктивный анализ состояния оборудования, регламент работ, доступность бригад и материалов, а также прогноз загруженности оборудования на основе алгоритмов машинного обучения.
срок службы, автоматизированные системы управления технологическими процессами, АСУТП, диспетчерское управление, информационные системы контроля, транспортировка газа
Кутыгин И.А., Еремин Н.А., Басниева И.К. О продлении срока службы АСУТП ГОФО-2/Ямал // Экспозиция Нефть Газ. 2023. № 7. С. 113–117
DOI: 10.24412/2076-6785-2023-7-113-117
22.10.2023
УДК 658.012.011.56:621.398
DOI: 10.24412/2076-6785-2023-7-113-117

Рекомендуемые статьи
© Экспозиция Нефть Газ. Научно-технический журнал. Входит в перечень ВАК
+7 (495) 414-34-88