Дуплексные стали для транспорта агрессивных сред, содержащих сероводород и двуокись углерода

Филистеев В.Г., Стеклова Е.О.


ООО «Газпром ВНИИГАЗ»

Начиная с 50-х годов в газовой промышленности происходили аварии трубопроводов, которые могли быть связаны с присутствием сероводорода (H2S). Природные газы — смесь отдельных газов (компонентов) — состоят преимущественно из предельных углеводородов. При этом в состав природных газов могут входить: сероводород до 18–25 % по объему, двуокись углерода
до 25 % и в небольших количествах азот и водород. В настоящей работе рассмотрены условия и факторы влияния сероводорода, при которых возникает разрушение трубопроводов, изготовленных из сталей различных структурных классов. Приведено обоснование выбора сталей с дуплексной структурой наиболее стойких к водородному растрескиванию, так и к сероводородному растрескиванию под напряжением.
Введение
При транспорте неподготовленного газа, содержащего сероводород и двуокись углерода, внутренняя поверхность трубопроводов подвергается интенсивному коррозионному разрушению.
В основном коррозионные поражения протекают по нижней образующей трубопроводов, причем скорость коррозии достигает 2–3 мм/год.
В данной статье рассмотрен выбор дуплексных сталей для транспорта газа, содержащего сероводород и двуокись углерода. Интерес к этому сравнительно новому классу сталей связывают с их хорошей сопротивляемостью развитию трещин в условиях коррозии под напряжением, стойкостью к общей, питтинговой и щелевой коррозии.
Широкое распространение и применение дуплексных сталей началось лишь в последнем десятилетии. Основная причина этого кроется в том, что в эти годы технология производства была значительно усовершенствована. В частности, производители получили возможность более точного регулирования содержания азота.
Влияние сероводорода на сталь выражается в сероводородном растрескивании под напряжением
и водородном растрескивании типа расслоения. Кроме того, в средах в присутствии влаги происходит электрохимическая в т.ч. сплошная локальная коррозия внутренней поверхности труб
и оборудования. Содержание в газе двуокиси углерода может усиливать общую коррозию, подкисляя среды, облегчая протекание коррозионных процессов.
Скорость специфических коррозионных разрушений, вызываемых сероводородной и углекислотной коррозией, зависит от следующих факторов, совместное влияние которых достаточно сложное: наличие металла, чувствительного к коррозии при рабочем диапазоне температур; парциальное давление сероводорода и двуокиси углерода; температура транспортируемого газа; степень и характер минерализации водной фазы конденсата; рН водной фазы жидкости; влажность газа; давление среды; механические напряжения в металле труб.
Сероводородное растрескивание сталей под напряжением и водородное растрескивание сталей усиливаются с повышением парциального давления сероводорода рH2S [1].
По агрессивности, связанной с парциальным давлением, сероводородсодержащие среды можно условно разделить на три вида:
• рH2S < 0,30 кПа — сероводородное растрескивание трубных сталей не происходит;
• 0,3˂ рH2S ˂10 кПа — наблюдается сероводородное растрескивание сравнительно небольшой интенсивности, такие среды можно характеризовать как среды с низким содержанием сероводорода;
• рH2S > 10 кПа — наблюдается интенсивное сероводородное растрескивание, такие среды следует рассматривать как среды с высоким содержанием сероводорода.
По величине парциального давления двуокиси углерода рСО2 можно судить о вероятности возникновения углекислотной коррозии и ее интенсивности, в частности:
• рСО2 ≥ 0,21 MПa — коррозия всегда неизбежна;
• рСО2 = 0,021–0,21 МПа — коррозия возможна;
• рСО2 ≤ 0,021 МПа — коррозия маловероятна.
При совместном присутствии сероводорода и углекислого газа самая высокая скорость коррозии отмечается при соотношении Н2S:СО2 = 1:3 [2].
В интервале температур от 21 до 65,5 °С скорость коррозии сталей возрастает прямо пропорционально увеличению содержания сероводорода и двуокиси углерода в газе при небольших парциальных давлениях. В этой связи при выборе труб учитывают содержание Н2S и СО2 в транспортируемом газе и их парциальное давление.
Механизм водородного растрескивания заключается в следующем.
Агрессивная среда («кислый газ») вызывает анодное растворение железа:

Fe → Fe2+ + 2е.


В результате катодной реакции

H+ + е → H


образуется атомарный водород, который может в результате адгезии скапливаться (адсорбироваться) на поверхности стали. Затем атомарный водород абсорбируется и перераспределяется внутри стальной матрицы диффузионным путем. Маленький атом водорода будет либо внедренным между атомами железа в кристаллической решетке, либо находиться в «ловушках» в стальной матрице. Атомарный водород рекомбинирует в молекулярный в местах неоднородностей стальной матрицы, преимущественно на межфазной поверхности между включениями и матрицей, что приводит к возникновению внутреннего давления газа. Особенно высокие напряжения могут возникать на больших, плоских и вытянутых включениях, таких как сульфиды марганца или скопления оксидов. Эти растягивающие напряжения по соседству с такими неметаллическими включениями могут привести к образованию пор. После стадии зарождения трещина, инициированная водородом, формируется по механизму слияния нескольких пор. Образовавшиеся трещины распространяются преимущественно через твердые и хрупкие составляющие микроструктуры (рис. 1) [3].
Рис. 1. Схема возникновения трещин водородного происхождения — а, внешний вид трещины — б

Кроме этого, сероводородное растрескивание проявляется в растрескивании под напряжением.
Эта наиболее опасная форма проявляется в развитии под напряжением одной трещины, направленной перпендикулярно действующим напряжениям растяжения. Это самый быстрый
и трудно контролируемый в развитии вид разрушения труб, работающих под давлением. Этот вид разрушения более характерен для упрочненных малопластичных сталей и практически не поддается контролю в рабочих условиях трубопроводов, имеющих значительную протяженность.
В связи с этим растрескивание под напряжением — наиболее опасный вид разрушения, который происходил даже на газопроводах, построенных из труб, обладавших высокими пластическими свойствами в исходном состоянии.
Трубы из разных сталей, в зависимости от химического состава стали, технологии изготовления труб и технологии сварочно-монтажных работ при строительстве объекта, имеют различную стойкость к сероводородному растрескиванию под напряжением. Скорость диффузии и накопление водорода в различных структурах стали неодинаковы. Так, в феррите и мартенсите они заметно велики, а в аустените — малы [4]. Склонность стали к растрескиванию в среде H2S обусловлена главным образом присутствием мартенсита в структуре. Устойчивость феррита против сероводородного растрескивания зависит от содержания в нем углерода.
Одним из главных факторов, определяющих стойкость стали в сероводородсодержащей среде, является ее химический состав. Химический состав стали определяет возможность получения металла с заданной структурой, механическими свойствами, свариваемостью и коррозионной стойкостью. Трубы, применяемые для транспортировки газа, содержащего сероводород и двуокись углерода, изготавливают из углеродистых или низколегированных сталей, часто с вводом специальных микродобавок элементов (ниобий, ванадий и др.), улучшающих структуру и механические свойства. Подобное легирование мало влияет на стойкость сталей к общей коррозии, которая может быть существенно замедлена только при введении в больших количествах легирующих элементов, главным образом, хрома [5].

Трубы, изготовленные из высоколегированных аустенитных сталей, наиболее стойкие к образованию общей углекислотной коррозии. Общая коррозия тем меньше, чем выше содержание Сr, Мо или V — в этом случае коррозионное разрушение замедляется. Однако аустенитные стали очень склонны к сероводородному растрескиванию под напряжением. Большей надежностью в этом плане обладают стали с ферритной структурой [5, 6].
Стали с ферритной структурой более стойкие к сероводородному растрескиванию под напряжением, но данная структура стали менее стойка к диффузионному перераспределению атомарного водорода внутри стальной матрицы с последующей рекомбинацией его в молекулярный. А стали аустенитного класса наиболее стойкие к образованию общей углекислотной коррозии, но менее стойкие к сероводородному растрескиванию под напряжением. Следовательно, совмещение аустенитной фазы с ферритной позволит получить сталь, стойкую к общей углекислотной коррозии и одновременно стойкую к сероводородному растрескиванию под напряжением.
По данным литературного обзора, предлагается использовать аустенитно-ферритные высоколегированные стали, основу структуры которых составляют две фазы: аустенит и феррит. Количество каждой из них обычно от 40 до 60 %. В связи с этим признаком такие стали назвали дуплексными [7–10].
У дуплексной нержавеющей стали нет недостатков, присущих двум типам стали, — она обладает более высоким сопротивлением коррозионному растрескиванию под напряжением по сравнению с аустенитными нержавеющими сталями и лучшей ударной вязкостью по сравнению с ферритными нержавеющими сталями. Механические свойства дуплексных, аустенитных и ферритных нержавеющих сталей приведены в таблице 1.
Табл. 1. Механические свойства дуплексных, аустенитных и ферритных нержавеющих сталей
Благодаря мелкозернистой структуре (рис. 2), представляющей собой смесь феррита и аустенита, по прочности дуплексные стали значительно превосходят широко применяемые в настоящее время хромоникелевые аустенитные стали при удовлетворительной пластичности и ударной вязкости.
Рис. 2. Типичная микроструктура дуплексной коррозионностойкой стали SAF 2507 (светлые участки — аустенит, темные — феррит)
При контактировании с агрессивной средой стали подвергаются коррозионному разрушению (разъеданию), степень которого зависит от химического состава и структуры стали, характера агрессивной среды, температуры этой среды и других условий эксплуатации. Одним из наиболее опасных видов коррозии для большинства конструкционных материалов является электрохимическая коррозия. Стали, способные сопротивляться химической и электрохимической коррозии, называют нержавеющими [11, 12].
Нержавеющие стали представляют собой группу высоколегированных сталей на основе систем:
Fe-Cr, Fe-Cr-Mn, Fe-Cr-Ni, Fe-Cr-Ni-Mn-N и др. Чтобы сталь была нержавеющей в воде, содержание хрома в ней должно быть выше 10,5 %. При контакте стали с иными, более агрессивными, средами требуется бóльшая концентрация хрома в используемой стали.
Легирование сталей хромом и некоторыми другими элементами (например, ванадием, молибденом, кремнием) повышает их коррозионную стойкость. Хром является основным легирующим элементом, делающим сталь коррозионностойкой в окислительных средах. Это объясняется образованием на поверхности плотной пассивирующей пленки типа Сr2O3.
Возможны различные виды коррозии, включая питтинговую (точечную), межкристаллитную и коррозионное растрескивание под напряжением [5, 6].
Питтинговая коррозия возникает под влиянием местного разрушения пассивной поверхностной пленки, она обычно связанна, с микроструктурными особенностями, такими как границы зерен, или с образованием интерметаллидных включений. Питтинговая коррозия очень коварна: одна маленькая точка может привести к разрушениям по большим поверхностям. На рисунке 3
показан внешний вид питтинговой коррозии на поверхности образца.
Рис. 3. Питтинговая коррозия [12]

Межкристаллитная коррозия (МКК) — вид разрушения сплавов по причине того, что материал теряет свои прочностные свойства без заметного изменения внешнего вида. Межкристаллитная коррозия может быть вызвана неправильной термообработкой, а также определенным термическим воздействием в процессе сварки или другими видами технологической обработки. Этот вид коррозии наиболее часто встречается в зоне термического влияния сварных соединений
и возникает вследствие выделения карбидов хрома по границам зерен (рис. 4), что и приводит к обеднению прилегающих микрообъемов металла по содержанию хрома ниже 12 % и вызывает чувствительность металла к межкристаллитной коррозии.
Рис. 4. Выделение карбидов хрома по границам зерен: а — микротрещины (показаны стрелками) в границах зерен хромоникелевой стали; б — микроструктура стали 08Х18Н10Т, х240 [6]
Наиболее опасный вид разрушения высоколегированных нержавеющих сталей — это коррозионное растрескивание под напряжением. Разрушение возникает при одновременном действии растягивающих напряжений и коррозионной среды. Процесс разрушения в этом случае происходит достаточно быстро и осуществляется в результате распространения трещины без видимой или с весьма малой микропластической деформацией. Образование трещины может быть следствием наводораживания стали, при котором происходит потеря пластичности и возникновение хрупких разрушений под действием растягивающих напряжений.
Стойкость против коррозии зависит не только от химического состава стали, но и от ее структурного состояния. Наличие двухфазной структуры придает дуплексным сталям свойства, которые характерны в отдельности для аустенитных и ферритных сталей. В то же время дуплексные стали обладают рядом свойств, которые определяют самостоятельные области их применения.
Формирование мелкозернистой дуплексной структуры в виде смеси аустенита и феррита способствует значительному повышению прочности по сравнению со сталями с однофазной аустенитной структурой, обеспечивая при этом увеличение стойкости против коррозионного растрескивания, образования питтинга и против ножевой коррозии (рис. 5).
Максимальная стойкость против коррозии достигается при примерном равенстве аустенитной
и ферритной фаз, при котором размер зерен феррита и аустенита примерно одинаковы, а химическая неоднородность по Сr и Ni между фазами минимальна [13].
Рис. 5. Микроструктура дуплексной стали после закалки с 1 050 °С в воду, светлая составляющая — аустенит, темная — феррит
Среди легирующих элементов, повышающих стойкость сталей к питтингообразованию и ножевой коррозии , важнейшими являются молибден, кремний и азот [5, 6, 14].
Для оценки потенциальной стойкости стали против локальной коррозии используется так называемый эквивалент питтингообразования PRE, %, рассчитываемый по формуле:

PRE = 1,0 Cr + 3,3 × (Mo + 0,5 W) + 16 N.


Для сталей 08Х18Н10Т и 02Х25Н7АМ4 значение PRE равно 18 % и 41 % соответственно.
Склонность к питтингообразованию появляется при значении PRE ˂ 20 % [9] (табл. 2).

Рис. 5. Микроструктура дуплексной стали после закалки с 1 050 °С в воду, светлая составляющая — аустенит, темная — феррит
Филистеев В.Г., Стеклова Е.О.

ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Московская обл.,
г.о. Ленинский, п. Развилка, Россия

v_filisteev@vniigaz.gazprom.ru
Для исследования выбраны дуплексные стали, которые имеют относительно высокие пределы текучести и прочности при удовлетворительных пластичности и ударной вязкости и хорошую свариваемость. Это позволяет сократить удельный расход металла при изготовлении конструкций, рассчитываемых на прочность, благодаря уменьшению толщины листа.
дуплексные стали, транспорт агрессивных сред, содержание сероводорода, содержание двуокиси углерода
Филистеев В.Г., Стеклова Е.О. Дуплексные стали для транспорта агрессивных сред, содержащих сероводород и двуокись углерода // Экспозиция Нефть Газ. 2023. № 1. С. 82–87. DOI: 10.24412/2076-6785-2023-1-82-87
18.01.2023
УДК 622.692.4
DOI: 10.24412/2076-6785-2023-1-82-87

Рекомендуемые статьи
© Экспозиция Нефть Газ. Научно-технический журнал. Входит в перечень ВАК
+7 (495) 414-34-88