Аварийность скважинного оборудования и методы ее снижения
А.М. Насыров, Г.Г. Кузьмин,
Р.Г. Латыпов, О.Н. Барданова

Институт нефти и газа
им. М.С. Гуцериева,
АО "Белкамнефть", ООО «Механик»
Несмотря на значительный прогресс в вопросах мониторинга технологических процессов в добыче нефти, аварийность оборудования при эксплуатации и ремонте скважин остается достаточно высокой.
При идентичности условий эксплуатации скважинного оборудования уровень аварийности их при спускоподъемных операциях (СПО) и эксплуатации в разных нефтедобывающих предприятиях значительно отличается. Это связано с долей оборудования, прошедших предварительную диагностику, степенью совершенства технологии ремонта скважин, качеством контроля при эксплуатации глубиннонасосного оборудования и проведением своевременных профилактических работ.

Во всех нефтедобывающих регионах «полеты» УЭЦН ведут к значительным затратам при ликвидации аварий и недоборам нефти из-за простоя скважин. Затраты на извлечение аварийной УЭЦН превышают затраты на обычный текущий ремонт в 2–5 раз и более. В ряде случаев аварии в скважине, связанные с «полетом» или затяжкой УЭЦН, приводят к ликвидации скважины. В связи с этим недопущение аварий со скважинным оборудованием является актуальной задачей промысловых работников.

Профилактическая работа по недопущению аварийности скважинного оборудования выполняется на основе инженерного анализа причин аварий и включает в себя комплекс мероприятий организационного, технического и экономического характера. В работе приведены основные причины аварий и ряд рекомендаций по снижению аварийности скважинного оборудования.
Авария — это разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, неконтролируемые взрыв или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей.
Однако в нефтяной промышленности под термин «авария» закономерно включаются и другие нарушения технологического процесса. Например, разрушения труб отсутствуют, а перекачка жидкости по трубам невозможна из-за отложения асфальтосмолистых парафиновых веществ (АСПВ) или солей. В бурении: разрушений нет, а произошло поглощение раствора. Поэтому в нефтяной промышленности термин «авария» излагается немного в другом содержании [1]: авария — это полная или частичная потеря работоспособности технической системы в результате разрушения элементов системы или воздействия осложняющих технологических, природно-климатических факторов, сопровождающаяся большими экономическими затратами, а также возможным значительным негативным воздействием на здоровье людей и на окружающую среду.
В данной работе будут рассматриваться аварии, связанные с разрушением скважинного оборудования, как наиболее частые и экономически высокозатратные.
Так, прямой ущерб от «полетов» (обрывов скважинного оборудования с падением на забой) насосно- компрессорных труб (далее — НКТ) превышает стоимость текущего ремонта скважин от двух до пяти раз, а иногда и больше. В связи с этим снижение аварийности скважинного оборудования имеет как большое экономическое значение, так и не менее важное значение в области промышленной безопасности.

В последние годы несмотря на значительный прогресс в вопросах мониторинга технологических процессов в добыче нефти, во многих нефтедобывающих предприятиях аварийность скважинного оборудования остается на высоком уровне.
К этому надо добавить увеличение частоты аварий с геофизическим оборудованием, что было раньше редким явлением. Имеют место обрывы телеметрических систем, в том числе применяемых для одновременно- раздельной эксплуатации двух объектов добычи. Нередки случаи обрыва силовых кабелей, питающих нагревательные устройства.

Авторами данной работы рассмотрены аварии, наиболее часто возникающие в эксплуатационных скважинах, согласно анализа статистики аварийности. Это, прежде всего, «полеты» НКТ с подвесного патрубка и «полеты» УЭЦН. Эти аварии требуют много времени на ликвидацию, что сопровождается значительными затратами (на ПРС и на ремонт и отбраковку оборудования ГНО) и недобором нефти.

Причины полетов разнообразны и нельзя утверждать, что они достаточно изучены [2]. Устранение «полетов» скважинного оборудования на промыслах в настоящее время производится, в основном, методом проб и ошибок, без достаточно глубокого анализа причин, вызывающих «полеты». Отсутствие таких исследований не дает возможности целенаправленно решать эту проблему.
Это приводит к ошибкам в определении свойств пластовой нефти. Это особенно опасно для месторождений с высоким газосодержанием и отсутствием газовой шапки (т.к. не ясно давление насыщения, а для залежей с газовой шапкой его можно принять равным давлению на ГНК). Занижение давления насыщения может приводить к ошибке при выборе режима разработки и потере большого количества извлекаемой нефти [2].
После обработки и анализа промыслового материала можно выделить следующие основные причины полетов.
Все указанные причины, вместе взятые, приводят к снижению прочности колонны НКТ, а в некоторых случаях — к авариям с обрывом и падением скважинного оборудования на забой.
В целом, для профилактики аварийности НКТ требуется комплекс мероприятий, в том числе технические и организационные.
Основные технические мероприятия по снижению «полетов» с подвесного патрубка следующие:
1. Для изготовления подвесных патрубков применять НКТ группы прочности не ниже «Е», «Л».

2. Для изготовления применять НКТ с утолщенной стенкой, например, применять стандартные НКТ диаметром 73 мм с толщиной стенки 7 мм.

3. Длина подвесного патрубка рекомендуется не менее 500 мм.

4. Резьба на концах патрубка калибруется и снабжается предохранительными колпачками.

5. На теле патрубка пишется заводской номер, группа прочности стали, обозначение названия завода.

6. Изделие комплектуется паспортом с основными техническими характеристиками (под колпачками) Там же краткая инструкция по правилам эксплуатации.
Соответствующие организационные мероприятия:
1. На предприятиях в регламентах на подземный ремонт должны быть расписаны все основные противоаварийные мероприятия

2. Срок эксплуатации подвесных патрубков устанавливается в регламентах на ПРС с учетом местных условий и не должен превышать трех лет.

3. Замена патрубка указывается в отчете на ПРС с указанием номера, изготовителя и даты замены.

4. Резьба при установке в скважину смазывается специальной смазкой. Спуск в скважину без смазки запрещается.

5. Перед повторным спуском патрубка производится визуальный осмотр и калибровка резьбы. Если ремонт штангового глубинного насоса (ШГН) производится через год и более, рекомендуется заменить патрубок.
Несмотря на различие эксплуатационных условий скважинного оборудования на предприятиях добычи, указанные мероприятия позволяют существенно снизить аварийность.

На практике нередки случаи, когда УЭЦН поднимают без электродвигателя и нижней секции насоса, причем обрыв происходит в период работы насоса или при подъеме. Как правило, обрываются или отворачиваются шпильки в соединительных элементах насоса и ломаются шейки фланцевых соединений.
По данным анализа причиной тому служат следующие факторы:
Согласно статистике аварии УЭЦН чаще всего происходят в наклонно направленных и искривленных скважинах. Поэтому данный вопрос следует рассмотреть более подробно.

Несмотря на то, что интервал работы насоса, как правило, находится на участке стабилизации угла наклона, общая кривизна по стволу скважины и, особенно, темп изменения кривизны в интервале спуска насоса непосредственно влияют на наработку насосного оборудования на отказ, снижают МРП скважин и могут приводить к авариям.
Разрушение элементов сочленения секций УЭЦН
из-за вибрации
Характер износа рабочих органов ЭЦН при работе в зоне интенсивного набора кривизны
Для устранения последнего фактора важное значение имеет изучение интервала спуска насоса, где темп набора кривизны не должен превышать 1,5 град на десять метров ствола скважины.

Руководством по эксплуатации УЭЦН кривизна скважины в зоне работы установок тоже лимитирована. Темп набора кривизны не должен превышать 3 мин на 10 м ствола скважины.

Однако выбор такого интервала не всегда возможен. Очевидно, установка будет работать без радиальных изгибающих усилий и вибраций в том случае, когда в условиях искривленной скважины она соприкасается со стенками эксплуатационной колонны в точках А и В, т.е. в конечных точках установки.
Схема расположения УЭЦН в скважине
F= PyS +ρсмgHS+F1 (4),

где F — сила, действующая на ловильную головку УЭЦН (Н);
Ру — устьевое давление; S — внутренняя площадь сечения насоса; Н— динамический уровень;
ρсм — плотность газожидкостной смеси в НКТ; F1 — вес установки ЭЦН в жидкости.

Радиальная составляющая данной силы определяется как:

F2=Fsin ψ (5),

где ψ — угол отклонения скважины от вертикали в данной точке.

Для выбора зоны, обеспечивающей работу установки ЭЦН без радиальной вибрации, получена следующая формула расчета с достаточной для производственных условий точностью:
где φ — изменение кривизны по длине насоса, град; Dскв — внутренний диаметр эксплуатационной колонны, мм; dпэд — диаметр погружного электродвигателя, мм; — длина установки, мм; dнас — диаметр корпуса насоса, мм.
Отсюда темп изменения кривизны Тк, приходящейся на 10 м ствола скважины, выразится как
Подставляя в эту формулу соответствующие значения для установки УЭЦН -5-40-1400, получим: φ = 10 на 16,3 м; Тк= 6,13 на 10 м,

Допустимый темп набора кривизны получается в два с лишним раза больше, чем требуется согласно заводскому паспорту.

Одной из причин, снижающих МРП, является разрушение соединительных элементов УЭЦН при работе установки. Причем это имеет место не только в искривленных и наклонно-направленных, но и в скважинах с малым отклонением ствола скважины от вертикали [3, 4].

Факторы, вызывающие «полеты» установок из-за обрыва шпилек, разрушения шеек фланцевых соединений необходимо ранжировать для каждой скважины в отдельности, так же, как и подбор способов устранения причин этих полетов.
Если систематизировать все основные факторы по направлениям, то их можно сгруппировать в следующем порядке:
— особенности проводки ствола скважины;

— конструктивные особенности УЭЦН;

— свойства добываемых флюидов;

— технологии ремонтных работ и спускоподъемных операций;

— технологический режим откачки;

— несоответствие прочности болтовых соединений техническим требованиям.
В реальных условиях при спуске УЭЦН узлы насоса подвергаются деформации уже при наборе кривизны 30 мин на 10 м (для колонны диаметром 146 мм и для ЭЦН-5). В одном случае это может носить упругий характер (при темпах кривизны до 1,5° на 10 м ствола скважины), в другом случае элементы установки, обычно болтовые соединения, приобретают остаточную деформацию, приводящей к разрушению целостности установки.

При работе установка совершает сложный колебательный процесс с частотой до 50 Гц и колебания от силового воздействия газа в НКТ. Механизм воздействия газа на НКТ заключается в следующем: на установку действует вес столба жидкости и устьевое давление, учтенные в уравнении (4). В правой части уравнения переменной величиной является ρсм, которая зависит от структуры потока газожидкостной смеси.

При четочной и пузырьковой структуре потока газожидкостной смеси ρсм меняется во времени незначительно. Пробковое же вытеснение жидкости газом и изменение ρсм могут вызвать значительные колебания установки, так как пробковое вытеснение жидкости в выкидную линию сопровождается эффектом гидроудара и импульс его со звуковой скоростью передается от устья к установке, вызывая затухающий колебательный процесс. В обводненных скважинах скорость распространения звука значительно выше, чем в безводных, поэтому импульс силы от удара передается установке быстрее, вызывая «жесткий» колебательный процесс. Надо учитывать, что чем меньше диаметр НКТ и чем больше газовый фактор, тем больше вероятность образования пробковой структуры.
Больше полетов происходит из-за сломов по ловильной головке, чем по соединениям протектора.
Особенности конструкции установки обуславливают работу верхних шпилек на изгиб, а шпилек, соединяющих насос с протектором, преимущественно на срез. Исследование разрушенных шпилек показывает, что все вышедшие из строя шпильки подверглись усталостному разрушению. Верхние шпильки по циклическим разгибающим усилиям выходят из строя гораздо быстрее, чем работающие на срез, что подтверждается практикой.

Для снижения аварийности УЭЦН из-за вибрации большое значение имеет выбор зоны работы установки, обеспечивающей работу установки ЭЦН без радиальной вибрации. Допустимая кривизна при этом рассчитывается по формуле (6).
Таким образом, рекомендации по снижению аварийности УЭЦН можно свести к следующим:
На основе анализа промысловых данных, инженерных расчетов технологического процесса и физических свойств материалов изготовления оборудования.
авария, аварийность скважинного оборудования, «полеты» насосно-компрессорных труб (НКТ), продольная и радиальная вибрация, усталостное разрушение металла, наклонно-направленные и искривленные скважины, интенсивность набора кривизны ствола скважины, диагностика оборудования
А.М. Насыров, Г.Г. Кузьмин, Р.Г. Латыпов, О.Н. Барданова. Аварийность скважинного оборудования и методы ее снижения. Экcпозиция Нефть Газ. 2020. №1. С. 44-48. DOI: 10.24411/2076-6785-2019-10068
15.01.2020
УДК 622.276
DOI: 10.24411/2076-6785-2019-10068
А.М. Насыров, к.т.н., профессор кафедры РЭНГМ, Институт нефти и газа им. М.С. Гуцериева ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия
amdakh-nasyrov@rambler.ru

Г.Г. Кузьмин, начальник управления добычи АО "Белкамнефть" им. А.А. Волкова, Ижевск, Россия

Р.Г. Латыпов, зам. директора по электропогружным насосам, ООО «Механик», Ижевск, Россия

О.Н. Барданова, аспирант Институт нефти и газа им. М.С. Гуцериева ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия

Рекомендуемые статьи
© Экспозиция Нефть Газ. Научно-технический журнал. Входит в перечень ВАК
+7 (8552) 92-38-33