Морские арктические месторождения углеводородов
Бесхижко Ю.В., Ермаков А.И., Бесхижко В.В.

ООО «Морнефтегазпроект»,

РГУ нефти и газа (НИУ) имени

И.М. Губкина

Освоение морских арктических месторождений углеводородов РФ с использованием систем подводной добычи определяется широким кругом различных факторов. Предложено рассматривать архитектуру обустройства месторождения как 3D-модель с протяженными и сосредоточенными объектами, включая скважины, подводное заканчивание скважин, трубопроводы и другие элементы подводного добычного комплекса (ПДК).
Показана необходимость и возможность применения оптимизационных подходов для проектирования архитектуры подводного обустройства месторождения углеводородов в арктических условиях.
Практическая реализация метода поиска оптимальной архитектуры обустройства арктического месторождения для обобщенного случая — «месторождение с несколькими залежами» — выполняется на основе ранее разработанного алгоритма поиска на 3D-модели оптимальной конфигурации ПДК и скважин между двумя точками на основе принципа оптимальности Беллмана — Форда и алгоритма Ли.
Настоящая область нефтегазопромысловой деятельности находится в состоянии развития, идет процесс уточнения терминологических понятий, в связи с чем необходимо более подробное их рассмотрение.
Согласно действующей нормативной документации [1], система подводной добычи (СПД) определена следующим образом: совокупность одного или нескольких ПДК, надводных и береговых сооружений, предназначенных для добычи углеводородов на морских месторождениях с использованием подводного нефтепромыслового оборудования.
Также определено понятие подводного добычного комплекса (ПДК): элемент системы подводной добычи, состоящий из подводных сооружений, оборудования, систем и устройств, установленных на поверхность морского дна или заглубленных в грунт морского дна, обеспечивающих добычу пластовой продукции с использованием скважин с подводным расположением устьев.
Как видно из определения СПД, в её состав входят береговые сооружения — это не соответствует общепринятой мировой системе и порождает ряд проблем.
Согласно первоисточнику [2], подводные системы состоят из системы скважин (включая систему заканчивания скважин и фонтанную арматуру), системы добычи (включая защитные конструкции, манифольды, темплейты, системы технического обслуживания и ремонта, подводные системы подготовки) и систему трубопроводов (в том числе подключения, шлангокабели, райзеры, нагнетательные трубопроводы и эксплуатационные трубопроводы).
Как видно, береговые сооружения в этой формулировке не входят в состав СПД. Вместе с тем отдельные их компоненты могут быть расположены вне водной среды — и, таким образом, попадают под требования действующей нормативной документации.
В целях настоящего исследования введем понятие «Архитектура системы подводной добычи углеводородов», что подразумевает пространственное расположение объектов СПД на поверхности дна, включая их заглубление, и скважин от забоя до подводного устья.
Поскольку в мировой практике реализуется подводная добыча не только углеводородов, но и других полезных ископаемых [3], в работе приняты обозначения:
СПДУ — системы подводной добычи углеводородов;
ПДКУ — подводный комплекс по добыче углеводородов.
Состав СПДУ
Таким образом, в состав СПДУ в качестве основных объектов входят:
  • подводное заканчивание скважин, темплейты, манифольды;
  • морские подводные трубопроводы различного назначения, включая райзеры;
  • шлангокабели;
  • системы управления и распределения, контроля давления;
  • силовые электрические кабели;
  • средства подключения;
  • особую группу составляет оборудование, специально разработанное и разрабатываемое для функционирования в подводных условиях (подводные компрессоры, насосные установки, подводные хранилища и др.);
  • оборудование для дистанционного выполнения работ, в т.ч. телеуправляемые необитаемые подводные аппараты (ТНПА).
Подробный состав оборудования приведен в [4].


К основным факторам, влияющим на реализацию СПДУ, можно отнести:
  • расположение Арктики по отношению к основным промышленным районам РФ;
  • обобщенные природно-климатические условия Арктики;
  • статус водных пространств;
  • потенциальные запасы углеводородов;
  • условия лицензионного соглашения;
  • технико-технологические вызовы, в том числе способы разработки;
  • инфраструктуру;
  • существующую нормативную документацию;
  • другое.
Более подробно факторы, влияющие на выбор и реализацию СПДУ, будут рассмотрены отдельно.

Оптимизация СПДУ
Освоение арктического месторождения с подводным обустройством, включающим объекты ПДКУ (в том числе трубопроводы и другие линейные объекты обустройства) и скважины, является крайне дорогостоящим. Поэтому построение оптимальной конфигурации системы обустройства месторождения является чрезвычайно актуальным.
В работе [5] показаны необходимость и принципиальная осуществимость использования методов оптимизации для проектирования архитектуры обустройства морских арктических месторождений углеводородов. Для этого используется 3D-модель, представляющая архитектуру обустройства месторождения, состоящая из узлов (забои скважин, сосредоточенные объекты ПДКУ) и линий (участки скважин, трубопроводов, шлангокабелей). Модель может различаться по виду в зависимости от решаемой задачи.
В данном случае решалась упрощенная задача поиска оптимального пути от одной начальной точки в пласте до одной конечной точки (выход на платформу, или плавучую установку, или берег).
Предлагаемый метод позволяет получить наиболее близкую к реальной архитектуру обустройства морского месторождения углеводородов (с учетом реально существующих или принятых исходных данных), оперативно вносить изменения в 3D-модель обустройства в процессе проектирования, получать уточненные более детализированные решения уже на ранних этапах проектирования, сократить разрывы [7] в обеспечении проектных решений.
Для дальнейшей реализации задач поиска оптимальной архитектуры подводного обустройства месторождения рассматривается цифровая 3D-модель с диагоналями типа параллелепипеда с числом узлов по осям: M — узлов по оси x; N — узлов по оси y; L — узлов по оси z, принятая как для частного, так и для общего случаев.
В общем случае (рис. 1) при рассмотрении модели поиска оптимальной конфигурации (архитектуры) обустройства месторождения от нескольких начальных до одной конечной точки в качестве начальных могут быть приняты, в частности, соответствующие забои скважин. Положение этих точек фиксировано и определяется геологами и разработчиками. Также для этого может быть использована методика, разработанная А.Н. Захаровым [6].
Рис. 1. 3D-модель архитектуры обустройства морского месторождения с использованием СПДУ
Обозначим их как точки Нi с координатами хНi, yНi, zНi. Начальные точки совпадают с ближайшими из узлов сети.
Верхняя поверхность 3D-модели будет рассматриваться как поверхность дна, и конечная точка должна совпадать с одним из узлов.
Конечная точка К с координатами хК, yК, zК может являться горизонтальной проекцией на дно моря платформы, плавучей системы добычи, хранения и отгрузки или может являться точкой выхода на берег (рис. 2).
Рис. 2. Пример 3D-модели с диагоналями для оптимизации архитектуры обустройства месторождения (диагонали показаны только в одной ячейке) с тремя начальными и одной конечной точками
Отрезки между смежными узлами 3D-модели определяют количественное значение для выбранного критерия оптимальности (далее условно будем называть их стоимостями С
как наиболее часто используемый критерий).
При решении задачи оптимизации архитектуры обустройства месторождения могут учитываться следующие наиболее важные критерии:
  • затраты в рамках жизненного цикла проекта;
  • временной показатель;
  • риски, включая безопасность;
другие.
Принятый критерий при необходимости рассматривается с учетом ограничений по другим критериям.
Для каждого отрезка модели между двумя смежными узлами устанавливается числовая величина критерия (стоимость) для линейных объектов (трубопровод/шлангокабель/другое), а также сосредоточенные затраты (например, подводное заканчивание скважины, манифольд, подводное хранилище и так далее).
Принципиально важным для общего случая является необходимость оценить участки модели между узлами, величиной пропускной способности и предусмотреть дифференциацию стоимостей в зависимости от производительности, а также в соответствии с параметрами, соответствующими нормативным документам (например, диаметр трубопровода, скважины и так далее).
Стоимость пробного пути дифференцируется в зависимости от применяемой системы разработки месторождения [8].
Сформированная таким образом 3D-модель дает возможность осуществить динамический процесс поиска с помощью так называемых пробных путей.
Пробный путь формируется при переходе к смежному узлу (узлам) 3D-модели и добавлении соответствующего значения стоимости.
Процесс оптимизации реализуется в виде двух списков «Список 1» и «Список 2»
с последующим восстановлением найденного пути аналогично [5]. В списке 1 находятся перспективные на соответствующих шагах поиска пробные пути. В списке 2 находятся все надстроенные на соответствующих шагах пути с большей стоимостью, чем выбранный перспективный. Пробный путь — это любой построенный к настоящему моменту путь.
Для оптимизации ПДКУ, располагаемого в арктической области или области близкой к ней по характеристикам, затраты вычисляются с учетом факторов их определяющих (географическое положение, природно-климатические условия, инфраструктура и другое).
Таким образом, задача состоит в отыскании на предложенной 3D-модели кратчайшего стоимостного пути между начальными и конечной точками. То есть необходимо найти множество точек Wопт, принадлежащее множеству точек W 3D-модели, удовлетворяющее условию:
где j — количество узлов по пробному пути между начальными и конечной точками; i — количество узлов по оптимальному пути.
При этом Cwj+1,w = f (∑qi), если имеет место пересечение пробных путей, где qi —расход продукта в начальной точке Нi.
Стоимость оптимального пути не является аддитивным критерием и зависит от условий его прохождения. Поэтому обычные методы оптимизации применены здесь быть не могут. Стоимость может изменяться скачкообразно и более того, путь может переходить от 3D модели к 2D сети. Например, скважина на поверхности имеет резкий скачок критерия оптимальности, обусловленный подводным заканчиванием скважины. При этом также меняются характеристики пробного пути, в частности, по двухмерной сети с другими значениями критерия. Кроме того, оптимальный путь может характеризоваться и другими параметрами, например, количеством ниток трубопроводов.
Некоторые общие принципы подхода показаны ниже. Начальные и конечная точки совмещаются с узлами 3D модели. Далее производится поиск оптимального варианта архитектуры обустройства в соответствии с принятым критерием.
Фрагменты блок-схемы процесса поиска для случая «Несколько начальных и одна конечная точки» представлены на рисунках 3 и 4.
Рис. 3. Фрагмент блок-схемы процесса поиска при оптимизации схемы обустройства месторождения с использованием ПДКУ. Часть 1
Рис. 4. Фрагмент блок-схемы процесса поиска при оптимизации схемы обустройства месторождения с использованием ПДКУ. Часть 2
Принципиальным отличием от ранее рассмотренной задачи является возможность пересечения надстраиваемого пути, идущего от одной начальной точки с другим пробным путем, пришедшим в этот узел от другой начальной точки. Если пересечения нет — процесс продолжается, если есть, то изменяется расход продукта и соответственно происходит изменение стоимости единичной длины для надстраиваемых далее отрезков и продолжается лишь один путь.
При достижении пробным путем поверхности дна имеет место скачок стоимости, обозначим Сс. Он определяется затратами на оборудование в этой точке (донная плита, фонтанная арматура, защитное устройство и так далее).
где Сp — стоимость критерия для наиболее коротких отрезков, не принадлежащих поверхности дна; Сд — стоимость критерия для наиболее коротких отрезков, принадлежащих поверхности дна; Сe — стоимость оборудования; Сs — стоимость доставки; Сcon — стоимость монтажа; Сa — другие затраты.
Расчеты выполняются по тем же принципам, что и в [5], но являются более громоздкими, в связи с чем здесь не приводятся.
Бесхижко Ю.В., Ермаков А.И., Бесхижко В.В.

ООО «Морнефтегазпроект»
РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина,

yulia-beskhizhko@yandex.ru
Опыт РФ по оптимальному проектированию линейно протяженных объектов и анализ арктических условий. Существующие методы оптимизации магистральных трубопроводов.
системы подводной добычи, оптимизация, обустройство, Арктика
Бесхижко Ю.В., Ермаков А.И., Бесхижко В.В. Морские арктические месторождения углеводородов. Оптимизация архитектуры обустройства при использовании систем подводной добычи // Экспозиция Нефть Газ. 2023. № 2. С. 44–47. DOI: 10.24412/2076-6785-2023-2-44-47
26.02.2023
УДК 622.276.04
DOI: 10.24412/2076-6785-2023-2-44-47

Рекомендуемые статьи
© Экспозиция Нефть Газ. Научно-технический журнал. Входит в перечень ВАК
+7 (495) 414-34-88