БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО — КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Бережливое производство — управленческая концепция непрерывных улучшений, максимально ориентированная на конечного потребителя выпускаемой продукции. В основе — повышение качества продукции при одновременном сокращении расходов и активное вовлечение персонала в управленческие процессы. Идея непрерывных улучшений сама по себе не нова — программы повышения эффективности деятельности компании за счет устранения всех видов потерь в отдельных бизнес-процессах действуют, наверное, в каждой развитой компании любой сферы деятельности.
В зависимости от специфики предприятия делают акцент на разных инструментах повышения эффективности и трансформации культуры. Внедрение философии бережливого производства воздействует как на экономические показатели, так и на результаты производственно-хозяйственной деятельности организации — себестоимость продукта, рентабельность производства, прибыль, размер оборотных средств, объемы незавершенного производства.
Однако, для многих организаций важнейшим остается вопрос эффективности производственных процессов с позиции сложности и продолжительности производственного цикла. Чем он длиннее, тем больше задействовано в нем дополнительных производств, тем меньшей эффективностью отличается производство вообще. К тому же приходится прилагать массу усилий, чтобы координировать процесс и обеспечивать бесперебойную работу. В связи с этим возникает вопрос о возможности применения технологий бережливого производства предприятиями, чей производственный цикл не является повторяющимся, а выпускаемая продукция уникальна.
СЛОЖНО — НЕ ЗНАЧИТ НЕВОЗМОЖНО
Как показал опыт работы российских нефтегазовых гигантов, бережливый подход вполне может быть применен и к неповторяющейся производственной среде. Флагманы нефтегазовой индустрии давно и успешно используют принципы и методы бережливого производства, несмотря на то, что типичный жизненный цикл активов намного короче, а сложность инструментов намного выше по сравнению с другими отраслями.
Более 5 лет назад на предприятиях нефтегазового комплекса начали успешно реализовывать программы повышения производительности труда, включающие внедрение методов процессного и проектного управления, а также технологий бережливого производства, максимально используя внутренние резервы предприятия без серьёзных капиталовложений.
Так, на протяжении нескольких лет в ОАО «Сургутнефтегаз» действует комплексная программа сокращения затрат. Основные ее направления — повторное использование оборудования, внедрение энергосберегающих технологий, инноваций и проведение мероприятий по повышению эффективности производственных мощностей и основных фондов — приобретают особую значимость для компании в современных экономических условиях.
В ПАО «Татнефть» проводится мониторинг производственных процессов, который осуществляется проектной командой. Проектная команда определяет алгоритм действий, разрабатывает и внедряет систему планирования, в основе которой лежит не жесткий план, а система выявления и вовлечения резервов. Это комплекс мероприятий по повышению технологичности и снижению стоимости пусконаладочных работ, например, отказ от проведения ряда последовательных операций, позволяющий сократить потери при перемещении технологического оборудования и персонала.
В блоке разведки и добычи «Газпром нефть» несколько лет успешно работает собственный программа внедрения системы непрерывных улучшений ЛИНиЯ. В ходе запуска и реализации программы ЛИНиЯ был изучен и обобщен международный и российский отраслевой опыт развития систем улучшений. Дальнейшая работа была выстроена уже с учетом лучших практик и специфики «Газпром нефть». Программа состоит из трех блоков. Первый — «Операционная система» — направлен на внедрение и использование в повседневной деятельности инструментов выявления и устранения потерь. Второй блок — «Лидерство и культура» — объясняет людям, что устранение потерь зависит от каждого и каждый может реализовать свой творческий потенциал. Третий блок — «Система управления» — обеспечивает непрерывность улучшений, и это уже задача, лежащая в зоне ответственности менеджеров всех уровней, определяющих цели улучшений и контролирующих их достижение в циклическом режиме.